Разработка проекта нормативов ПДВ - предельно допустимых выбросов

 

Проект нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) - это оценка уровня загрязнения атмосферы выбросами предприятия с целью установления величины предельно допустимых выбросов по ингредиентам.
Предельно - допустимый выброс - это норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, устанавливаемый для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха, при условии, что гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы и другие экологические нормативы данным источником не превышаются.

 

Общие положения

В соответствии со ст. 19, 23 Федерального закона №7 «Об охране окружающей среды» (ред. от 03.07.2016), ст. 22,30 Федерального закона №96 «Об охране атмосферного воздуха» (ред. от 13.07.2015 г.) с природоохранным законодательством Российской Федерации, с целью предотвращения вреда, который может быть нанесен экологии окружающей среды, юридические лица, которые имеют стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должны проводить инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрабатывать проект предельно допустимых выбросов (разрабатывать проект ПДВ).

Проект нормативов ПДВ утверждается сроком до 7 лет

Основные этапы разработки ПДВ

I ЭТАП: Проведение инвентаризации источников выделения и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу: выезд специалиста на предприятие, сбор исходных данных и сведений, необходимых для разработки Проекта нормативов ПДВ;
II ЭТАП: Составление "Отчета по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ";
III ЭТАП: Поэтапная разработка Проекта нормативов ПДВ;
IV ЭТАП: Сопровождение при прохождении процесса согласования в контролирующих организациях с последующим получением следующих документов:

  • Экспертное заключение;
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение на проект нормативов ПДВ;
  • Утверждение Проекта нормативов ПДВ;
  • Разрешение на выброс загрязняющих веществ.

Начальный этап разработки Проекта ПДВ – инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, - характеризуется выявлением источников выбросов на отдельных площадках или предприятия в целом. Именно качество выполнения данного этапа определяет обоснованность устанавливаемых величин предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ.

В зависимости от ряда факторов при проведении инвентаризации источников выделения и выбросов могут быть использованы следующие методы: инструментальный, расчетный.

Расчетный метод: основан на использовании удельных величин выбросов при проведении расчетов выделения загрязняющих веществ от производственных процессов, расчеты выполняются в соответствии с нормативно-методической документацией с помощью лицензированных программных модулей.
Инструментальный метод: основан на определении концентрации вредных веществ с помощью натурных замеров, проводимых аттестованной и аккредитованной лабораторией, протоколы проведения инструментальных замеров включаются в Проект нормативов ПДВ и должны быть оформлены в соответствии с действующим законодательством.

Задачи, решаемые при разработке ПДВ

  1. Проводится оценка степени влияния выбросов загрязняющих веществ предприятия на окружающую природную среду;
  2. Устанавливаются нормативы природопользования;
  3. Разрабатываются мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ;
  4. Разрабатывается план мероприятий по снижению выбросов в периоды неблагоприятных метеоусловий (НМУ);
  5. Определяются методы и периодичность контроля за содержанием вредных веществ на источниках выбросов и в жилой зоне.

Ответственность за отсутствие проекта ПДВ

В соответствии со ст. 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 рублей,  на юридических лиц - от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

 
Платежи за выбросы в атмосферу от стационарных и передвижных источников

Федеральным законом №7 «Об охране атмосферного воздуха» (статья 16) установлена плата за негативное воздействие на окружающую среду, которую вносят учреждения, индивидуальные предприниматели, субъекты хозяйственной и иной деятельности, связанные с негативным воздействием на окружающую среду, в том числе за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Плата за выбросы в пределах установленных нормативов и при наличии разрешения на выброс, рассчитывается по ставкам за норматив и осуществляется за счет себестоимости, за сверхлимитное загрязнение и при отсутствии Разрешения на выброс – с 25-ти кратным повышающим коэффициентом и осуществляется за счет прибыли предприятия.