ПНООЛР разрабатывается для каждого объекта НВОС I или II категорий.
Для объектов I и II категории обоснование нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение включается в заявку на получение комплексного экологического разрешения.
Для объектов II категории на основании ПНООЛР заполняется раздел VI «Масса или объем образования и размещения отходов» Декларации о воздействии на окружающую среду (в соответствии с Приказом Минприроды России № 509 от 11.10.2018 г. «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью»).
В ПНООЛР не включаются радиоактивные отходы, биологические отходы, медицинские отходы, отходы с веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства).
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (взимается государственная пошлина за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение).
Стоимость данной услуги указана на странице ЦЕНЫ
Норматив образования отходов – установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Лимит на размещение отходов – предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
В лимиты на размещение отходов не включаются:
- масса (объем) отходов, накопление которых осуществляется в целях их дальнейшей реализации и (или) обработки, утилизации, обезвреживания;
- масса (объем) вскрышных и вмещающих горных пород, используемых в соответствии с утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых для ликвидации горных выработок.
Общие положения
Во исполнение ст. 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. и ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. осуществляется разработка ПНООЛР.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов (ПНООЛР) в целях уменьшения количества их образования. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно ст. 1 № 458-ФЗ от 29.12.2014 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» к обращению с отходами относят деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) разрабатывается в соответствии с Приказом Минприроды России № 1021 от 07.12.2020 г. «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» и Приказа Минприроды России № 1029 от 08.12.2020 г. «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
Срок действия ПНООЛР и документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливается сроком не более чем на 5 лет* и действуют до получения комплексного экологического заключения.
*кроме индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду I категории на Байкальской природной территории (ПНООЛР пересматривается и утверждается ежегодно)
Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение устанавливаются на период действия комплексного экологического разрешения и могут продлеваться на тот же срок в случае продления комплексного экологического разрешения. Внесение изменений в установленные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение осуществляется путем пересмотра комплексного экологического разрешения.
Переоформление утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение осуществляется в случае:
- изменения наименования юридического лица; изменения организационно-правовой формы юридического лица; изменения места нахождения юридического лица (изменения фамилии, имени, отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя; места его жительства; данных документа, удостоверяющего его личность);
- изменения данных об объектах размещения отходов – самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов и (или) об объектах размещения отходов, эксплуатируемых другими хозяйствующими субъектами, и на которые отходы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц передаются для размещения.
Переоформление допускается при условии неизменности утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в конкретных объектах размещения отходов и только в период действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Срок действия переоформленного документа не должен превышать срок действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Основные этапы разработки ПНООЛР
I ЭТАП: Проведение инвентаризации отходов производства и потребления, мест их образования, накопления, размещения: выезд специалиста на предприятие (при необходимости), определение перечня отходов производства и потребления и их классификация в соответствии с Классификатором отходов (ФККО), сбор исходных данных и сведений, необходимых для разработки проекта;
II ЭТАП: Составление Отчета по инвентаризации или Инвентаризационной ведомости отходов производства и потребления.
III ЭТАП: Поэтапная разработка ПНООЛР;
IV ЭТАП: Сопровождение при прохождении процесса согласования в контролирующей организации с последующим получением следующего документа - Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
ПНООЛР рассматривает территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (объект НВОС, подлежащий федеральному государственному экологическому контролю).
Задачи, решаемые при разработке ПНООЛР
1. Проводится оценка характеристики хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой образуются отходы;
2. Устанавливаются нормативы годового образования и лимитов накопления отходов;
3. Определяется периодичность вывоза отходов;
4. Разрабатываются предложения по лимитам размещения отходов.
Ответственность за отсутствие ПНООЛР
Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган и/или превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления в соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо от 200 тыс. руб. до 350 тыс. руб. А несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 100 тыс. руб. до 250 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут.
Платежи за размещение отходов производства и потребления
Ст. 16 Федеральным законом «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. установлена плата за негативное воздействие на окружающую среду, которую вносят хозяйствующие субъекты, в том числе за хранение и захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за размещение отходов в пределах установленных нормативов и при наличии лимита на размещение отходов, рассчитывается по ставкам за норматив и осуществляется за счет себестоимости, плата за сверхлимитное размещение отходов или отсутствие лимитов на размещение отходов определяется с учетом повышающих коэффициентов и осуществляется за счет прибыли предприятия.